28
Авг

Кэмпо

tejutsukay

Документация для занимающихся

Амуниция и оборудование

Знаки и символика

Официальный реестр аттестованных членов клуба (2023г)

Как нас найти

Кэмпо «Тэ дзюцу кай»

Зачем оно понадобилось?

«Люди, сограждане, общество!.. Вон какой бред! Возлюбите друг дружку! Уважайте друг дружку!.. Вон куда заносит!»

Бургомистр Вольного города

Для начала, взглянув в Википедии на объяснение термина «кэмпо» немножечко… м-н… Нет, по существу все верно, все по правилам, но… не отражает сути, что ли. Поэтому рискну дополнить саму ейное величество иноагента (или как ее там).

Итак, слово японское, и означает (не по формальной расшифровке, а по сути) совмещение, интеграция различных техник рукопашного боя. То есть, практически любая система, совмещающая в себе несколько техник, имеет право называться кэмпо. Как-то так.

Перед тем как начну объяснять совсем по-русски, небольшое уточнение откуда взялся термин «Тэ дзюцу кай». Буквально это «сообщество рукопашного боя». И появился он оттого, что начиналось все с японских техник и строится по японским лекалам. Отчасти. Ну, плюс маленький нюанс – меня японец когда-то на эту мысль натолкнул.

А теперь по существу.

Когда я писал в статье на главной странице про то, что все технологии рукопашного боя во Вселенной делятся на четыре категории – это был взгляд очень издалека и, я бы сказал, слишком упрощенный. Ибо все в природе взаимосвязано, ничего абсолютно чистого нет, и где-нибудь в совершенно неожиданном месте нет-нет, да и углядишь примесь чего-нибудь совсем другого. Вроде как неожиданно для себя обнаруживаешь элементы каратэ в боксе, а техники тхэккена в киокусинкай. Но описывать все это более подробно в статье на сайте мне не интересно – я лучше объясню ученикам при общении, — а писать какую-нибудь там книгу про то, как дать в глаз ближнему с привлечением могучей научной основы, мне неохота. Как говорил великий Ролан Антонович в роли охотника «Охота – это когда охота. А когда неохота – то кому это надо?».

Но в данный момент готов предложить почтенной публике еще одну забавную классификацию технологий бития лица. Итак, по моему скудному разумению, все техники делятся вообще на два типа – одни очень сильно ограничены, в других слишком много всего лишнего. И это лишнее, должен сказать, мало относится непосредственно к делу. А именно – к технологиям рукопашного боя. Либо устарело, но оправдывается некими «традициями» (чьими?), канонами (при чем тут каноны?) и дежурным «Что наши предки, глупее нас были?» (на этот вопрос в главной статье тоже отвечал).

Объясню на примере. Итак, есть, скажем, бокс. Кто-то знает, кто-то нет, но бокс – классная штука. Очень. Но! Что можно в боксе? Только руками, только сильной частью кулака, только выше пояса, спереди и немножечко сбоку. Все. О том, чтобы вдарить ногой, или скрутить супостата речи вообще не идет. С одной стороны это хорошо и для зрелищности соревнований (ибо соревнования без правил, когда кто во что горазд, неизменно превращаются в кровавую неприятную возню), и для обучения боксера. С другой стороны… Ну очень хочется дополнить, научиться еще чему-нибудь — с ноги там вдарить, и бросить кого-нибудь оземь, и… «Мало! Мне мало!» орала бабуля Крудс.

С другой же стороны существуют такие вещи, как… Даже не знаю… Ну, хорошо, пусть будет каратэ. Хотя, честно сказать, мне каратистов уже даже жалко – все их полощут по любому поводу. И никой Лиото Мачида не спасает. Так вот, существуют системы в которых так много всего (в том числе и того, что непонятно зачем нужно), что научиться делать хоть что-то внятное хорошо… ну очень сложно. Это и впрямь нужно быть каким-нибудь Микио Яхарой. Впрочем, я уже пытался в основной статье расшифровать для почтенной публики что такое каратэ и айки до. В таких системах очень много откровенно религиозных признаков (вроде начала тренировок с «ритуала»), очень жесткой неосмысленной дисциплины, некоего непонятного «этикета», «традиций»… Долго описывать.

Есть, правда, третья сторона, о которой сейчас многие могли подумать. ММА. Евоное величество. Только вот ММА – это не система, не технология. Это не более чем правила соревнований. Нет такого зверя «техника ММА». Вы можете призвать двух адептов ММА из двух разных клубов, и с удивлением узнать, что у них совершенно разная техника. Вот вообще. Вплоть до того, что один что-то умеет, а что-то нет, а другой такой же умеет что-то совсем другое… Ну и где тут единая технология?

Тогда о чем же говорит этот грубый и нехороший, не уважающий традиций и циничный мизантроп – автор этой статьи?

Поясняю. Итак, два аспекта. Первый – нет ни одной технологии рукопашного боя, охватывающей весь спектр возможностей. Во наколбасил! Упрощу. Даже если при исполнении, скажем, ката (формальный комплекс во многих, как традиционных, так и не очень, системах) подразумевается – подразумевается! – что вот здесь сейчас был удар, здесь бросок, а вот сейчас я по сценарию очень так ловко увернулся, то… в подавляющем большинстве случаев, ни ударить, ни швырнуть, ни увернуться в реальности данный гражданин не способен. Ибо никогда ничего такого не делал. Ну времени у него не было – он ката разучивал. И дело тут не в том хорошие ката, или плохие, а в том, как их изучать. Ката – это вообще отдельная тема. Я уж не говорю о том, что противники бывают очень разные, и иногда попытки защититься по сценарию ката от атаки, например, того же боксера, не сулят никому ничего хорошего.

Второй аспект – технологии рукопашного боя постоянно развиваются, изобретается что-то новое, находятся, не побоюсь матерного слова, альтернативные решения. Но адепты «традиционных», «классических» стилей этого очень не любят. Просто потому что, стоит, скажем, начать делать что-то пусть и эффективнее, чем в первоисточнике, но не по канону… Да вы что, граждане?! Ведь в ту же секунду сенсей тут же утратит власть над мозгами учеников и статус адепта великого знания. Нехорошо.

Но простите, в чудовищно разнообразных обстоятельствах боя возникают разные ситуации, и решать их можно по разному. Где-то левый крюк на скачке, где-то ребром ладони по бабушкиному комоду.

К чему это я? Да к тому, что никто тут не изобретает никакого кунг-фу. Открою вам, граждане, страшную военную тайну – кунг-фу изобретается само собой. И сколько бы адептам неких «традиций» ни хотелось бы, чтобы все оставалось неизменным и статичным – так попросту не бывает. Изобретение автомобиля было неизбежно. Изобретение различных типов двигателя (от электрических имени гражданина Фарадея до ДВС) обязано было произойти. Изобретение Интернета не могло не состояться. Появление в нашей реальности смартфонов было только вопросом времени.

Но! Дело в том, что человеческому сообществу свойственна такая штуковина, как… ну, назовем это окукливанием. Мы обожаем запирать сами себя в рамках страны, государства, культуры, религии, создавать эту зверскую классификацию «свой-чужой», делить людей по вероисповеданию, цвету кожи и манере произношения как обычных, так и матерных слов. И точно такая же ерунда происходит в рамках неких «стилей», «школ» и прочего в мире технологий рукопашного боя.

Только вот – оп-с, приключилось! – беда в том, что технологии сами по себе, штука совершенно космополитичная. Не признают они никаких рамок, границ и прочих психиатрических ограничений. У испанских конкистадоров не было бы мушкетов, если бы китайцы не изобрели порох. Как и у нас не было бы автомата Калашникова, если бы испанцы не придумали эти самые мушкеты… А потом некий англичанин не сочинил бы капсюль… А потом швейцарцы не придумали унитарный патрон… А потом карабин Гаранда… Ничего себе цепочка! Мир не восторгался бы французскими винами, если бы тысячи лет назад завоеватели-римляне не научили бы тогда еще первобытных франков выращивать виноград (чему, кстати, и сами-то обучились у таких же античных греков). И вообще, откуда бы русские взяли свою Матрешку, если бы ее японцы не придумали?

Казалось бы, я говорю вещи очевидные, только – вот ведь беда – в мире технологий рукопашного боя присутствуют те же самые… ну, скажем так, странные психологические модели и взгляд на мир. В духе «мое кунг-фу круче твоего», «это не истинный Винь-Чун», «это не настоящее каратэ»… Люди, занимающиеся каратэ (и зачастую даже не берущие на себя труд осознать чем оно, собственно, является) во всеуслышание объявляют, что в каратэ есть все, что нужно и ничего другого им не надо. Опять я про это несчастное каратэ! Ну, ладно, больше не буду.

Так о чем речь? Что за кэмпо такое, которое «Тэ дзюцу кай»? Ну, надеюсь, что меня не разорвет от наглости, но это такая наивная попытка… всех помирить. Это попытка сказать, что вот неплохо бы каратистам поучиться у боксеров двигаться, наносить, а главное – держать удар. А боксерам хорошо бы попробовать набивать, укреплять и складывать кулаки и прочие части тела, как это делают каратисты. И хорошо бы тем, кто пытается размахивать боевыми ногами, посмотреть на разные техники и возможности. Иначе достаточно странно наблюдать за боевыми ребятами из Киокусина, которые понятия не имеют что такое Тхэккен (хотя, используют его технику). И самбистам бы поглядеть на дзю-дзюцу (из которого они и произошли), и рассмотреть подробнее и то, и сё… В общем, это мое проклятие мультиинструменталиста. Знакомство с разными технологиями не дает покоя. И способность вплести в боксерский движок функционал из цуань-фа (позже – то тэ и собственно каратэ), и совместить в борцовских техниках айки дзюцу с дзю до…

В общем, кэмпо «Тэ дзюцу кай» — это попытка разобраться в разных технологиях рукопашного боя, очистить из от религиозной и прочей шелухи, научиться самому и дать ученикам максимально широкий спектр возможностей. Ибо в мире всегда есть варианты, и прежде чем утверждать, что «мое кунг-фу круче всех», надо как минимум понимать какие еще кунг фу бывают.

Во загнул! — скажут люди хоть немного разбирающиеся в теме. Это ж какой объем получается? Мозг не лопнет?

А вот не лопнет. Потому что и техники эти зачастую схожи, и биомеханику с анатомией и геометрией никто не отменял… А главное… Как сказал один великий Учитель «Не бойтесь ставить перед учениками невыполнимые задачи. Главное – не говорить им, что эти задачи невыполнимы. И они все сделают!»

Дети и подростки, которые, как ни странно, тоже люди, в школе изучают математику, физику, химию, географию, историю, язык, литературу… И почему-то мозги ни у кого не лопаются. А если кто-то говорит, что некий мальчишка или некая девчонка не любит, скажем, математику… Ну, тут, скорее всего, проблема не в математике, а в том, кто и как объясняет. И потом, даже если вы не любите математику, дважды два по-прежнему будет четыре. Нравится оно вам, или нет. Равно как чья-то ненависть к физике никак не отменяет того факта, что угол падения равен углу отражения, сила действия равна силе противодействия и прочие законы сохранения энергии, вещества и чего непопадя имени нашего великого Михайло Васильича и не такого великого, но Лавуазье.

Системы рукопашного боя – это наука. И объяснять эту науку можно по разному. Главное – уметь объяснять. Как-то раз меня пригласили к себе ребята-кикбоксеры. Я, вообще-то, не большой любитель куда-то там ездить просто так, но время свободное было, так что ладно, думаю, прокачусь. А они, мерзавцы такие, во время нашего первого знакомства подсмотрели и подслушали (ну, то есть, я сам им показал и рассказал пару забавных вещей), и решили, так сказать, поприставать с расспросами. Но я же тип хитрый. И вместо того, чтобы отвечать, сам спрашиваю у одного: «Вот ты во время удара рукой поворачиваешь одноименную ногу. Зачем?». Ответ меня позабавил: «Потому что тренер так учил». Вот такого я категорически не приемлю. Человек сам не понимает зачем и почему он что-то делает. Мне плевать, собственно, как это называется – бокс, кикбоксинг, каратэ, борьба нанайских мальчиков. Ты должен осознавать зачем ты что-то делаешь и как это работает. С точки зрения науки, как бы противно это ни звучало для окружающих. Плевать мне на традиции, на заветы – если каратист грамотно использует свой организм для совершения каких-то действий, то он молодец. Если же он не осознает что и зачем, а просто трепыхается, то мне плевать кто там на далекой Окинаве кому и что завещал. (Черт, обещал же больше не говорить про каратэ – в сущности, приличная же технология).

В общем, резюмируя. Кэмпо «Тэ дзюцу кай» — это наука о принципах рукопашного боя. Все систематизировано и скомпановано так, чтобы научить, объяснить и предложить ученику варианты. Как-то так. Это технология. Ну, а поскольку технологии неизбежно развиваются, всегда остается готовность изучить что-то новое, рассмотреть поближе, и, если что, склептоманить, нагло нарушая авторские права как азиатских, так и не очень специалистов.

Да, все скомпоновано и оформлено в виде аттестационных нормативов. И да – многое готово изменяться в тот момент, когда появится что-то новое и интересное. Кэмпо – это, если угодно, умение смотреть, понимать, делать собственные выводы, принимать собственные решения, смотреть по сторонам… В общем «Во всем мне хочется дойти до самой сути…» А там по Жихарю «Сколько ж нам еще идти? Я ж тебе говорил – сорок дней и сорок ночей. А потом что? А потом дальше пойдем».