28
Авг

Кэмпо

tejutsukay

 

 

Документация для занимающихся

Амуниция и оборудование

Знаки и символика

Официальный реестр аттестованных членов клуба (2018г)

 

Кэмпо «Тэ дзюцу кай»

 

 

Кэмпо «Тэ дзюцу кай»

Кэмпо (японск.) – название любой техники рукопашного боя независимо от национальной принадлежности. Забавно, что с этой точки зрения и бокс, и муай-тай, и борьба нанайских мальчиков технически будет считаться кэмпо. Даже кара тэ, в сути своей, — кэмпо.

Тэ (японск.) – рука.

Дзюцу (японск) – боевая техника японского происхождения (возникшая в Японии, либо имеющая японские корни).

Кай – сообщество.

 

А теперь по существу. В наши дни на рынке наличествует много всего, что называется «кэмпо» и мало связано между собой. Востребованное словечко. Не такое, конечно, востребованное, как «кара-тэ» (и орфографически неверно писать его одним словом, как и «кэм по», кстати), но тут уже вопрос скорее раскрученности. Американцы раскручивать умеют. Уж что-что… И у них все «каратэ». Даже первые турниры по кикбоксингу проводились под брэндом «каратэ» (с ударением на среднем слоге, между прочим). Спасибо Чаку Норрису. Как и что только теперь не называется кара-тэ (не стану перечислять) и никак не роднится друг с другом, так никто не желает отказываться от этого термина. Ну, просто потому, что клиент идет на это магическое слово (два слова), хотя ну вот вообще не понимает что это в сути своей такое.

И кэмпо.

«Сериндзи кэмпо», «Ниппон кэмпо», «Американ кэмпо каратэ»… мамочка ты моя! Что они такое, как в них разобраться? Неприлично отвечаю на вопрос вопросом: а вам надо в этом разбираться? Ибо многочисленные люди, готовые дать вам многословные объяснения (как вот я, например), преследуют совершенно определенные цели – заявить, что его кунг-фу круче всех, затащить вас в свою религию, собрать в вас деньги. Нет, я не стану отрицать, что такова и моя цель. Но только в отношении денег. Однако же, не просто так – за предоставления максимально (по возможности) качественной услуги. Эк я себя ненавязчиво прорекламировал! Но! Доказывать, что мое кунг-фу круче я не собираюсь, ибо, во-первых, никакого кунг-фу в таком виде нет и быть не может, во-вторых, значение китайского термина «кунг-фу» совсем не то к которому нас приучила наша безграмотность в сговоре с кинематографом (по-китайски «кунг» — работа, «фу» — время, и в грубом переводе будет обозначать «мастерство полученное с опытом и затраченным временем», и мастерство в любой области). Ну, а в-третьих, я давно уже избавился от подростковых комплексов, и никому ничего не стремлюсь доказать. Да и религию саму по себе я терпеть не могу во всех ее проявлениях, так что…

Названия же кэмпо, как и многих других боевых искусств, зачастую призваны не разъяснить, а наоборот скрыть их суть.

Ну вот совсем коротенько. «Серендзи кэмпо». Кто не знает «Серендзи» по-японски – «Шаолинь». Ну вот такая у них катастрофа с дикцией и произношением. То есть буквально, некий японец, нихондзин (он вообще дядька в узких кругах известный, можете погуглить) угодил на обучение в знаменитый китайский монастырь, потом выпустился, получил диплом об образовании и тут же бросился перелопачивать все это на японский манер. Ладно. Почему нет?

«Ниппон кэмпо» — не более чем вариация на тему армейского и полицейского рукопашного боя в послевоенной Японии. Само по себе это не плохо, только вот вряд ли уровень обычных военных и полицейских (про SWAT и Deadcom c прочими «Альфами» и «Парусниками» речи нет) может соответствовать термину «боевое искусство». Так – скрутить, связать, пресечь, доставить, а там уже допросить с пристрастием…

«Американ кэмпо каратэ». Система, созданная Эдом Паркером на базе китайских, японских, филиппинских и многих других техник. И это хорошо!!!

В общем, кэмпы разные нужны, кэмпы всякие важны. Как и всякие там караты.

Но кто же такие тогда мы? Какое мы имеем ко всему этому вышеперечисленному отношение? Никакого!

Попробую объяснить.

В чем-то мы последователи идей Эда Паркера (создателя «Американ кэмпо каратэ»), но совсем не последователи техник Эда Паркера. Потому что это… противоречило бы идеям самого Эда Паркера. Во как!

Во времена махровой античности товарищ Брюс Ли (кстати, еще один последователь идей Эда Паркера, хотя об этом говорить не любят) заявил, лопаясь от своей неоспоримой (как ему казалось) мудрости: «Не ограничивайся одним стилем и одной техникой. Бери то, что тебе подходит». Собственно, он не сказал и не сделал ничего нового, но харизма данного персонажа до сих пор не дает некоторым покоя, так что лозунг был подхвачен. Но все равно – ничего нового. Ибо в области боевых искусств и единоборств мало кто озабочен тем, чтобы делать что-то новое. Скорее уж наоборот. Традиции неких непонятно чьих предков, школ и стилей… «Истинное кунг-фу, не истинное кунг-фу»… В свое время Ип Мана обвиняли в том, что он практикует не истинный Винь-Чун. Пока он всем по ушам не надавал. Да и что такое был Винь-Чун до Ип Мана? Ограниченный набор техник для женской самообороны?

Истинность стиля, школы… Как часто за этим скрываются отдельные амбиции отдельного сенсея, его последователей и целая свежеиспеченная религия… Ладно, не будем о грустном.

Итак, в чем идея.

Два простеньких постулата.

Первый – не бывает абсолютных техник, стилей, школ и прочего. Как только техника превращается в «стиль»… Ничего хорошего там уже не происходит. Это либо политика, либо чьи-то амбиции. На пути к успеху существуют вообще всего две вещи – правильная технология и пахота до седьмого пота. Об этом уже говорилось в статье про технологии в боевых искусствах.

Так вот, технология может быть правильной, или неправильной. И если человек следует правильной технологии – он получает результат. Если неправильной – проблемы. Ну, в лучшем случае, — отсутствие результата. Но как только технология превращается в «стиль», в «традицию», как только она превращается в поклонение некоему персонажу с обязательным буханием на колени перед портретом этого персонажа и совершением сорокапятисложных ритуалов… Зачем? Да все очень просто.

Многие люди моего поколения помнят великолепный фильм «Место встречи изменить нельзя». Да что там – наизусть помнят некоторые. Так вот, есть там такой момент, когда Глеб Жеглов и Володя Шарапов охотятся на Ручечника, и Шарапов, увидев, что тот ходит с тростью, спрашивает у Жеглова: «Он что, хромой?». На что Жеглов усмехается: «Ну да, хромой – ты за ним побегай». «А зачем тогда с тростью ходит?». И вот тут следует гениальный ответ: «Солидности добирает».

Насколько это про мир боевых искусств… Все эти ритуалы, камидзе, впиленный к месту и нет «Инь-Янь», пространство, исписанное иероглифами, которые никто из присутствующих не в состоянии не то что прочитать, а даже… Когда Кинджиро Сайто в «лихие» 90-е впервые приехал в Москву в составе какой-то там бизнес-делегации, их встречали с большим пафосом – даже заказали большущий баннер на японском. И все очень собой гордились в этой связи. Пока кто-то из японцев очень так вежливо и по-английски не объяснил… что баннер сделан вверх ногами. Ну в самом деле, кто ж их разберет, эти иероглифы, где у них там верх, а где наоборот. И Гугл-переводчика тогда еще не было…

Все мы солидности добираем. Кто-то ходит с тростью, кто-то отправляет чуждые ритуалы и украшает стены бутафорскими мечами и прочими наскальными рисунками…

Постулат второй. Не каждому человеку подходит любая техника. И по темпераменту, и по анатомии, по биомеханическим показателям. Есть люди, которые, по устройству тазового сустава, никогда не сядут на шпагат (классное оправдание для лентяев, кстати). Мышечная масса борца настроена на упор, рывок, могучее усилие. У боксера, например, все наоборот. Свободное движение, чувство равновесия, сумасшедшая скорость. Кому что. Плюс кто-то готов хватать, прижимать, разрывать противника на части, а кому-то намного приятнее щелкнуть супостата по физиономии, потом оказаться у него за спиной и снова щелкнуть.

И что же со всем этим делать? Отвечаю от имени и по поручению все того же популяризатора боевых искусств гражданина Брюса Ли. Бери то, что тебе подходит. Правда, для этого нужно разбираться в сути вопроса, понимать матчасть, так сказать. Ну вот это, в том числе, и изучается в нашем варианте кэмпо.

Да, чуть не забыл третий постулат. Об этом, правда, уже писалось в статье про технологии в боевых искусствах, но в двух словах. Цивилизация идет по пути развития технологий. Строго говоря, потому она и называется «цивилизация». Это касается всего, и не надо искать что-то абсолютное среди просто замшелого. Схождение божественного (ну, или какого там) огня проще производить при помощи газовой горелки. Учиться рукопашному бою лучше у того, кто прошел множество боев… или воспитал того, кто прошел эти бои… или у того, кто владеет технологиями… но уж точно не у того, кто сидит под камидзе, надувает в авторитете щеки и философствует.

Гордый самурай с авторским мечом в руках может, конечно, по-прежнему возвышаться над полем битвы… Ну если ему совсем уж заняться нечем. Но как же, черт возьми, его легко и просто снести из штатного карабина AR-15… ну, или из Калашникова – как хотите. Да елки-палки, обычный Глок за 500 долларов пробьет и самурайские доспехи, и дурной череп великого воина.

Может быть, я немного утрирую, конечно, но суть именно в этом. Технологии развиваются. В том числе, и технологии рукопашного боя. Техника бокса по правилам Джона Чемберса (почему-то носящая имя маркиза Куинсберри) 1867 года разлива, скажу я вам, очень сильно технологически отстает от того, что вытворяли на ринге Мухаммед Али и Рой Джонс, что вытворяют сейчас Флойд Мэйвезер, Василий Ломаченко и прочие корифеи. Техника ног таэ квон до изрядно опережает ранние попытки шаолиньских монахов дрыгнуть копытом. И вряд ли какой-нибудь антично-древнегреческий олимпийский борец с голой задницей смог бы внятно противостоять нашим современным дагестанским ребятам-вольникам. Хотя, вроде, борьба-то та же. Ну сами подумайте – столько лет прошло, столько людей работали над технологиями. Цивилизация развивается.

И что же мы делаем? Мы берем японскую систему целеполагания кю-дан (уже описывалось в статье «Таэ Фун»), разбиваем изучение техники на этапы… И какую же мы берем технику? И для чего.

Сперва база. В большинстве существующих и наиболее распространенных стилей, как ни странно, встречаются достаточно похожие элементы и технологический подход. Не буду говорить лютых банальностей про, например, дзю-до и самбо (которое, в сути своей, то же самое дзю-до, и даже расшифровка сам-бо – это не «самооборона без оружия», как многие искренне полагают, нет, это буквально — «самурайская борьба»). Но – вот ведь фокус – существует совершенно неожиданная связь между, например, очень традиционным китайским тай-чи и… боксом. Знаю-знаю, как сейчас заерзали на стуле и запенились мозгом адепты «традиционных» китайских стилей (Ничего, что эти самые «традиционные стили» были склептоманены из Индии?). Охти с ними – с борцами за чистоту экзотической религии. Мы тут про технологии. Ибо что такое тай-чи? «Тай» — человек, «чи» (ци, ки) – энергия. И само собой, экзольтированные граждане тут же начали мистическую… ну, скажем, пляску (ну, чтобы уж совсем не грубить), и в качестве «энергии» вообразили себе некие таинственные эманации, суть самой жизни, космоса (ничего что слово греческое?)… Бла-бла-бла… Бред. Суть тай-чи проста и феноменальна в этой своей кажущейся простоте. Это не более чем передача биомеханического импульса из одной точки организма в другую. Через ту сложную систему тяг-шатунов-рычагов-кривошипов коей является наш организм. То есть – определенная настройка координации движений (которая и в обычном-то виде у многих отсутствует). И энергия эта – не мистическая, ребята. Она (как бы ни было противно адептам) кинетическая. Кто в школе не совсем на двойки учился поймет о чем речь. Как когда-то меня начинали обучать в сопливой юности – удар рукой начинается с поворота пятки. Не буду вдаваться в тонкости (этим мы занимаемся на тренировках). Все просто и гениально… ну, после лет 20-30 занятий. Так вот, вы будете смеяться, но в боксе зачастую используется тот же принцип. Передача импульса от ноги, запускающей в работу тазовый маховик, далее в корпус, в руку, и, наконец-таки, в морду противника. Ура, соотечественники! Я в нее попал!

И эти же принципы используются в кара-тэ, Винь-Чун (знаменитый «дюймовый» удар, который с какого-то перепугу называют «ударом Брюса Ли», хотя его придумали лет за двести до самого Брюса Ли), да где угодно.

Точно так же как бросок через бедро будет броском через бедро и в вольной борьбе, и в дзю-до-самбо, и в породившем их дзю-дзюцу (джиу-джитсу, прости Господи), и в отпочковавшемся, по религиозным мотивам, айки-до… Принцип везде один. Ибо бедро – оно и есть бедро. А перебрасываемое тело будет, скорее всего, обладать двумя руками и столькими же ногами… Ну, пока вы затеете бороться с осьминогом (не советую) либо сами не станете осьминогом (вот на это я бы поглядел). Кстати, в США существует школа некоего варианта бразильского джиу-джитсу (Господи, ну и термин), которая так и называется «Октополус», то есть — осьминог.

Это было раз. А теперь два.

Я уже достаточно подробно и нудно описывал в статье про технологию боевых искусств необходимость трех цепочек движения к успеху – целеполагание, алгоритм достижения цели и необходимые средства. Точно так же нудел про технологии и пахоту до седьмого пота. Однако же, все это ничего не стоит без одного очень важного, фундаментального фактора. А именно – понимания окружающей среды. Рыба вряд ли эволюционировала бы, если бы на пути своей эволюции игнорировала такой простенький факт, как наличие воды. И пищи в этой воде. И наличие хищников там же. Цивилизация вряд ли развивала бы средства коммуникации, если бы у людей не было необходимости за каким-то лешим связаться друг с другом и что-то там передать – от расположения войск противника до очередной фотки и милым котиком в Инстаграме.

И!

Люди никогда не стали бы изобретать боевые искусства, если бы им не с кем было драться-воевать. Но с кем именно? Кому противостоять? Как выглядит супостат, что он умеет? Глупо, согласитесь, живя в средней полосе России учиться драться со слоном (собственно, это вообще глупо, но в средней полосе России – особенно). Как говорил генерал в одном фильме «Наш зверь – медведь». Хотя, с ним драться тоже не стоит. Нелепо учиться технике противоборства противникам, которых давно уже не существует и которые в современной реальности выглядели бы убого. Типа средневековых рыцарей… Ну, или самураев.

Суть в том, что существует в наши дни целая плеяда стилей и направлений, которые… ну, как бы так помягче сказать… Короче, занимаются фэнтэзёй. Это такие иногда весьма многочисленные группы граждан, которые наряжаются то в японцев, то в китайцев, то еще кем похуже, корчат рожи (медитация называется), пьют чай в неудобных позах и с такими сорокапятисложными прибамбасами, что вполне себе можно от жажды загнуться, пока тебе нальют. Они изучают некие движения, целые наборы движений, они изучают трактаты сомнительного содержания, они зачем-то размахивают чертовски неудобными железяками, которые считают оружием… Они ходят в вечно мятых хакамах (просто потому что отгладить хлопковую хакаму – это университет заканчивать надо, и она тут же снова мнется, а синтетическая, хакама – это не по-самурайски).

Что в этом плохого? Ну, вообще-то ничего. Как времяпровождение, как хобби — весьма себе. Кто-то изображает хоббитов, кто-то – эльфов, кто-то учится махать полуторным мечом… Почему нет? Одна беда – почему-то эти граждане упорно обзывают свои занятия «боевым искусством» и в глубине души если и не считают себя воинами, то уверены в том, что двигаются к этому нехорошему состоянию.

А потом на ю-тубе появляются ролики в духе «бокс против каратэ», или «муай-тай против айкидо». Детский сад, штаны на лямках.

В чем проблема? Как-то раз президент Федерации профбоя России произнес такую фразу «Ката – это медитация в движении». То есть, оно понятно, не он это придумал, но формулировку я впервые услышал от него. Хорошо, допустим, а что это значит? А это значит, что человек, исполняющий ката (кто не знает – формальный комплекс во многих боевых искусствах, когда выполняется заданный набор блоков-ударов и прочего с определенным строго регламентированным передвижением), должен не просто болтаться в пространстве и дрыгать конечностями в определенном порядке. Он должен буквально (в воображении) видеть перед собой противника, буквально (в воображении же) ощущать его удар, блокировать, наносить свой… кипение мозга, короче. Но я, как и всякий въедливый мерзавец, сделал себе задуматься дальше. А скажите вы мне на милость, как он – исполнитель ката этакий — все это проделает, если он ни разу не был в бою, не получал по физиономии и не бил в ответ? Вот и выходит одна хореография.

Как человек, прошедший через изрядное количество боев, могу сказать одну очень неприятную вещь. А именно – как бы ты ни дрался, как бы ни бился в молодости, потом следует перерыв… И уходит одна очень важная составляющая – ощущение боя. То есть, если ты дрался, а потом сделал перерыв в год-два, то в первом бою после этого самого перерыва ты будешь выглядеть убого. Пока, так сказать, не поймаешь волну. Год перерыва! А вы хотите напряжения воображения от людей, которые вообще никогда не дрались? Ну, они там себе навоображают что-нибудь в духе компьютерных игр или боевиков со Скоттом Эдкинсом… Вон, Киану Ривз тоже в кино выглядит то мастером боевых искусств, то продвинутым стрелком-оператором. А в реальности? (При всем моем уважении к Киану Ривзу).

Так что же с этим делать? Ответ простой – драться. Совсем не обязательно участвовать в соревнованиях, турнирах и прочем. В основной статье я уже писал про готовность учеников к турнирам и пригодность с ним. Но драться, спарринговаться в контакт – без этого все превращается в, как говорил Гарин, самодеятельную художественность.

Недавно один разбирающийся (как ему самому кажется) гражданин, проводя семинар (целый семинар замутил) сообщил общественности оглушающую новость. То есть, это меня она оглушила своей бредовостью. А именно, он заявил, что все техники делятся на ударные и бросковые. Вот так вот. Без затей. Потом он начал более мелко классифицировать. Но есть один математический парадокс. А именно – если первичная, базовая классификация проведена неверно, то и вся последующая будет бредом. Ну, это вроде как заявить, что дважды два будет пять и с этой светлой мыслью продолжить считать дальше. Деньги, например.

Так вот, никакая техника на «ударную» и «бросковую» не делится. Ибо, если говорить в таком ключе, то куда он дел защитную технику, например? Или технику партера? Или технику заломов, снятия захватов и прочего? Или технику передвижения? Он что, все это в других штанах оставил?

Что есть у нас? Для начала – база сродни базе кара-тэ с подходом от тай-чи (не стану объяснять подробнее – долгая история). База каратэ, в сути своей, великолепна, ибо она – нечто вроде грубой предварительной обработки, рубленой заготовки, где ученика учат сперва грубо, примитивно, даже гротескно использованию позиций, стоек, центра тяжести, формированию ударных поверхностей (чего, к сожалению, нет в том же боксе). Далее – у нас есть, все-таки, техника бокса, ибо, простите уж, без этого – никуда. Ну, если хочешь вести речь о реальном контактном бое. Ибо в любых соревнованиях, турнирах в полный контакт буквально все, кто хочет вдарить кулаком по физиономии, или еще какому месту противника, неизбежно упираются в боксерский подход. Далее у нас танцует общая базовая техника ног наиболее, на мой взгляд, удачно и технологично проработанная например в киокусин-кай или таэ квон до (три слова, три иероглифа). Ко всему этому привинчивается базовая техника дзю-дзюцу (ибо, как ни крути, все последующие дзю-до, айки-до и прочее самбо являются не более чем оспортивленными, либо религиозно подстриженными версиями). Все это вместе вставлено в некое подобие японского технологического цикла (та самая система «кю-дан», помните еще?). И вперед. Скажете, это несовместимо? Ну… С вами могут поспорить, например, ребята из ММА. Или наши друзья из Всемирной федерации боевого самбо. И много еще подобных крепких парней и их тренеров. Просто кто-то берет чуть больше отсюда, чуть меньше отсюда – от предпочтений и личных способностей. Но понимать он должен и то и другое.

А еще с определенного этапа мы начинаем изучать оружие. Нет, не экзотические японские мечи, которые стоят целое состояние, хранятся коллекционерами в кейсах с инертным газом и прочее. Реальное, современное оружие. Винтовки, карабины, короткоствол, позже – ножевой бой. Ибо для реальности боевого искусства надо все-таки разбираться в реалиях. И современное боевое искусство просто не может игнорировать наличие оружейной культуры (где она есть) и возникающей в этой связи действительности.

Ну а так называемые «традиционные» стили… Нет, я не за и не против, мне, честно сказать, вообще нет дела. Наверное, как хобби это прекрасно. Только во всем этом не хватает все той же реальности. А что может быть реальнее, чем кулак противника, летящий тебе в физиономию? Что может быть реальнее необходимости держать удар, давать сдачи, падать и заставлять себя снова подняться? Что может быть реальнее необходимости работать, работать, работать, заставлять себя работать руками, ногами, мозгами, характером? В соотношении именно с реальностью, а не с фантазиями про самураев. Что может быть реальнее необходимости учитывать все факторы и возможности? И если разобраться, разве сама жизнь не так устроена? Кто-то работает, идет к поставленной цели, а кто-то сидит на заднице и ждет, когда выиграет в лотерею миллион вечнозеленых… или получит наследство… или представляет себя самураем… шаолиньским монахом… Каждый выбирает что ему больше нравится и подходит.

Выбирайте.