23
Янв

Отдать ребенка… в секцию

На самом деле, признаться честно, я понятия не имею как все это описать – то ли в манере развенчания мифов и легенд, то ли обычного для меня стеба. В общем, как пойдет.

Итак, вещь понятная и очевидная. Всякий родитель грезит, чтобы его ребенок рос, развивался, был лучшим и все такое. И, поскольку большинство родителей не так чтобы очень здорово осознают что именно они под всем этим подразумевают, мечты получаются невнятные, а оттого дьявольски лучезарные. Простейшая пропорция – чем младше ребенок, тем больше на него надежд. Ибо пока он еще совсем котенок, и непонятно что за существо, то и фантазии есть где разгуляться. Если четырнадцатилетний балбес сообщит родителям, что вдруг захотел чем-то там позаниматься ни с того ни с сего – родители отнесутся к этому с изрядным скепсисом. А если за это еще и платить надо – скепсис будет огромным. Почему так? Правильно – у родителей есть определенный тяжкий опыт. Было уже. И в семь лет, и в десять, и в двенадцать… А у родителей семилетнего паршивца такого опыта нет – у них еще вся радость впереди. Куча надежд!

Видел я и мам с бабушками, которые грезят о том, чтобы их маленький рос сильным, смелым, настоящим мужчиной… но при этом оставался зайкой и котиком. Видел отцов, которые жаждут узреть своего мелкого паршивца грядущим чемпионом мира (очевидно, обслуживают за счет наследника собственные несостоявшиеся мечты). При этом вопрос чего хочет и что вообще из себя представляет сам наследник, отметается как несерьезный. Всякое видел.

И вот я собрал некую ка-а-а-аротенькую подборку заблуждений (ну не книгу же на эту тему писать, в самом деле) и фантазий родителей, приводящих ребенка ко мне, либо к моему коллеге (конкуренту, чтоб его) в секцию.

Заблуждение номер раз. Мы занимаемся для себя. Вот это самое распространенное, наверное. То есть вот мы не хотим, чтобы он (она, оно) у нас становился чемпионом и все такое – мы для себя. Проще говоря – нам не нужны никакие достижения. Вааще. Но! Уважаемые дамы и такие же господа! Если не стремится ни к каким достижениям, вы так и останетесь во веки веков на том самом диване на коем сейчас угнездились. Как учил нас старик Шекспир «Из ничего и выйдет ничего». Есть такая зверюга – целеполагание. И никуда вы от нее не денетесь. Двигаться нужно к понятной цели, иначе… получается просто блуждание. От дивана к холодильнику и обратно. И приучать к такому ребенка… Нет, то есть, дело ваше, но должен честно признаться – я такого не умею. То есть вот не могу научить человека блуждать куда непопадя. Это вам не тренер, не инструктор, не технолог – вам истинно «педагог» нужен. Ну, если кто не знает, в древней Греции «педагог» — раб, ухаживающий за детьми. 

Кроме того, простите, а для кого кто-то становится чемпионом мира? Для кого кто-то пашет, изнуряет себя тренировками, тратит почти все свое время, сидит на диете, сгоняет вес, лезет на ринг, получает по физиономии, бьет в ответ? Для кого он, дурень, все это делает? Для родины-для партии? Нет, то есть, потом (если станет-таки чемпионом) в официальном интервью он именно так и соврет. Просто потому что так принято, и все прочие лентяи именно такого ответа от него и ждут. Что он вот это все для них. Но суровая правда заключается в том, что и чемпионом кто-то становится только для себя. Иначе он просто не станет чемпионом.

Заблуждение номер два. Даже не знаю как сформулировать, чтобы не ржать. Или как есть? Ну тогда «Сделайте из него настоящего мужчину». Что-то в этом роде. 

Слышу такое регулярно, что создает у меня стойкое ощущение, что в головах окружающих причинно-следственная связь в некоторых местах таки поломалась, и они, окружающие, не осознают что городят. 

Нет, ну вот давайте рассуждать так здраво, что аж противно. Очень часто слышу из разных загадочных мест и голов такую установку, что я вот должен их – этих самых своих учеников — воспитывать. На что всегда отвечал жизнерадостным от Тони Старка «Денег не хватит». То есть я должен его тренировать, я должен его обучать, я должен вбить ему, мелкому в разум что такое хорошо и где нам всем неплохо? Ввинтить туда же (в голову) разумное-доброе-вечное? Правда, платить родители согласны только за тренировки. Остальное я, видимо, должен из себя выдавить в виде человеколюбия. 

Но даже не это главное! Главное – я человек немолодой, состоявшийся, со своим мировоззрением и прочими нехорошими вещами. А как быть, если оно – это самое мое мировоззрение – не совпадает с вашим? У меня были ученики из отшибленных старообрядцев и каких-то там евангелистов. Были десятилетние пацаны, которые в трудные жизненные моменты (вроде ссоры с другим таким же) бухались на кровать и принимались читать Библию. Как вам зрелище? А главное… Пардонте, но я вот атеист. И что? Вы всерьез хотите, чтобы я принялся воспитывать этого ребенка? А его родители меня потом на костер не потащат? Какое-нибудь аутодафе надо мной не попытаются учинить? В Торквемаду поиграть не захотят? Господа родители, вы всерьез хотите, чтобы воспитанием вашего отпрыска занимался кто-то не просто с, может быть, чуждой вам системой ценностей, а тот о чьей системе ценностей вы понятия не имеете? Чтобы вашего ребенка базовым вещам обучал посторонний? То есть, он, может быть, двадцать раз прекрасен и мудр (это я себя сейчас похвалил), но ПОСТОРОННИЙ!?

Заблуждение номер три. Хотя, тут скорее не заблуждение само по себе, а важность подхода. Ни для кого не секрет, что ребенок, пока он совсем еще молодой, просто обязан попробовать максимальное количество всевозможных вариантов всякого, дабы определить хотя бы примерно что он из себя представляет. Ну согласитесь – как узнать, что у него есть талант к рисованию, если не давать ему карандаши и краски? Чтобы выяснить про музыкальный слух, надо, как минимум, дать ему послушать музыку. И так далее везде. И вот, стало быть, ко мне приводят такого вот молодого и пока еще перспективного (потому что вообще никто еще не понимает чего от него ждать), и задают вопрос: «А чем ваша секция отличается от каратэ?». Например. Просто например. Можете вставить дзю-до, самбо, борьбу нанайских мальчиков – не важно. Но вопрос «Чем вы отличаетесь от каратэ?» — самый частый. На что я неприлично врубаю вопросом на вопрос: «От какого именно каратэ?». У приведшего ребенка (чаще это мама, или бабушка) глаза делаются квадратные, и она растерянно выдает: «А оно что, бывает разное?». Да, граждане, бывает. На эту тему могу отдельно статью наваять. А с учетом того, что даже самбо бывает разное (ровно как очень немногие понимают не то что именно оно из себя представляют – аббревиатуру «самбо» расшифровать не могут, бормочут что-то про самооборону без оружия… вы это серьезно?). Ну и как в этом родителю разобраться? У меня было двое мелких учеников братьев, которые – вы не поверите – ходили на секцию ММА. Это при том, что ММА – это вообще не техника, не технология, ничего. ММА – это не более чем правила соревнований.

Но родители этих тонкостей не знают. А мы, паршивцы, тренера-сенсеи, этим и пользуемся, торгуя раскрученным брэндом. Но сейчас не об этом. У меня другой вопрос – а зачем родителям вообще все это знать? Когда у вас заглючил компьютер, и вы вызываете мастера – вы подробно интересуетесь про кулеры, термопасту , производителя плат, количество возможных перезаписей на жестком диске и прочее? Соотечественники! Когда вы идете в секцию, либо приводите туда своего ребенка, вы идете не на стиль, не на название – это глупость – вы идете к инструктору. Вот не важно как оно называется. Смотрите на инструктора! Не поленитесь посидеть на паре тренировок и посмотреть что и как. Даже без глубокого знания предмета вы поймете то, что надо понять. Если инструктор – грамотный технолог, если он умеет объяснять и понимает что объясняет, вы это сразу увидите. Если ребенок после первого занятия рвется на второе – вам все станет понятно. А если инструктор сектант-горлопан, возомнивший себя великим гуру, адептом великого искусства… тоже сразу увидите. «Ты все поймешь и все увидишь сам». А там уж грамотный инструктор вам объяснит и что такое «кара-тэ», и что такое «тхэ-квон-до», и как расшифровывается «самбо» и какое оно бывает.  

Заблуждение номер четыре (на закуску). Давно уже понятно и известно, что у нас все разбираются в политике, медицине, экономике (привет гражданину Шарикову) и педагогике. Именно поэтому, наверное, мы такие, какие есть. То есть каждый балбес точно знает (ну, сам-то он в этом уверен) как все должно быть. Будете смеяться, но в моей профессиональной среде все то же самое. Никогда не забуду, как бабушка одного такого мелкого воина пыталась со мной ругаться из-за того, что ее сокровище в спарринге по носу наполучало и расстроилось в этой связи. Именно так – нос цел, никаких травм, но маленькому было обидно, маленький плакал. Нет, если бы его привели на танцы и он там получил по носу – да, это странно. Но на единоборства… И главным тезисом этой подкованной (как ей самой показалось) в единоборствах бабушки было нечто вроде «Сперва надо научить защищаться, а потом уже ставить в спарринг». И все мои попытки ее убедить в том, что так это не работает и не бывает, не имели никакого успеха – гнев бабушки заклинило на выбранном курсе. Причем ее внук через полчаса про все уже забыл, а она все орала, орала… Опять по Михал Михалычу. А меня мучил только один вопрос – если она так хорошо во всем разбирается, зачем она привела своего внука ко мне? Чего сама его дома не тренирует?

Следующее. Кстати, изрядно перекликается с заблуждением номер два. Вот вы (в смысле я, как инструктор) объясните ему, что вот это только для самообороны. То есть, драться нельзя. Совсем. Поэтому непонятно для чего мы тут вообще собрались, так что расходимся… Ну, если драться нельзя.

Признаюсь честно, на протяжении многих лет на первой тренировке для начинающих и совсем мелких я говорю (хотя, вообще непонятно зачем я это делаю): у вас может быть только три причины, чтобы дать кому-то в морду. Причина номер один. Если кто-то говорит гадости про ваших родителей – он должен получить в морду. Причина номер два. Если кто-то при вас поднял руку на женщину (девчонку), на ребенка, на старика – он должен получить в морду. И третье. Если кто-то собирается дать вам в морду – он должен (в большинстве случаев) получить в ответ. Во! И до самообороны добрались. 

Но при разговоре с мамами и бабушками про самооборону я обожаю задавать такой каверзный вопрос: а автомат Калашникова – он для защиты, или для нападения? Они зависают. 

А я теперь в конце и говорю. Объяснить ребенку что хорошо, а что не очень должны родители. Это не мой функционал (об этом писал уже). Я не более чем относительно неплохой технолог мордобойных наук плюс сносный специалист, умеющий переводить с дитячьего на человечий и обратно. Но воспитывать вашего ребенка… Вряд ли вы и сами-то этого хотите.